Приветствую Вас, Гость

Статья: «Практические проблемы

взаимодействия с транспортно-экспедиторской компанией»

Материал для менеджеров, передающих заказы (поручения) и грузы экспедиторской компании для перевозки.  

 

  • 1. Введение
  • 2. Ограниченная ответственность экспедитора. 
  • 3. Проблемы оформления экспедиторских документов.
  • 4. Претензионный порядок разрешения споров и исковая давность.  
  • 5. Повреждение грузоместа и недостачи.  
  • 6. Заключительная часть. 

 

 

 

Формы документов (ссылки на формы работают, можно нажимать):

Экспедиторская расписка

Поручение экспедитору

Примерная форма претензионного письма

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Многие современные предприятия торгового бизнеса и магазины интернет-торговли реализуют товар через транспортно-экспедиторские компании. Объемы торговли посредством экспедиторских отгрузок растут, а о существующих рисках работы с экспедиторами клиентам становится известно зачастую лишь, когда наступает спорная ситуация, а ее изменение уже затруднительно. Важно понимать, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование в действующем законодательстве, и, незнание существа регулирования экспедиторских услуг может привести к значительному убытку для клиента экспедитора. В настоящей статье нами будут поставлены некоторые реально существующие проблемы взаимодействия клиентов с экспедиторскими организациями на основе практического опыта и судебной практики по делам об экспедировании грузов, будут даны некоторые рекомендации как избежать проблем в связи с отгрузками товара через экспедитора и защитить себя от возможного убытка.

Какие же практические вопросы необходимо знать при организации отгрузок через экспедиторскую компанию и какие подводные камни договора транспортной экспедиции мы хотим осветить в настоящей статье?

 

2. НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ДЛЯ  ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА-ЗАКАЗЧИКА УСЛУГ

Налоговые риски в настоящее время значительно превышают риски коммерческие. На сегодняшний день, складывается практика непризнания налоговым органом  расходов, произведенных для оплаты транспортных и экспедиционных услуг по причине отсутствия документации первичного учета (как одно из оснований  непризнания расходов).  Одно дело, когда есть ошибки оформления транспортных документов (есть практика признания таких расходов), а другое дело когда имеет место договор экспедиторских услуг и требуемая экспедиторская  документация вообще не оформлена. Причем отметим, что если унифицированные формы документов  с 01.01.2013 стали не обязательны для применения, то формы экспедиторских документов обязательны для всех в силу федерального закона и соответствующего  постановления правительства.  Таким образом, если вы заказываете услуги экспедитора, а он, вместо  предусмотренных законом документов предлагает Вам работать по "своим" формам (типичная практика  работы очень многих экспедиторов, которые не видят масштаб проблемы, а видят только свою узкую часть), то для Вас это создает серьезные риски доначисления входящего  НДС по результатам выездной налоговой проверки.  При этом, насколько мне приходилось  разговаривать на этот счет с экспедиторским  компаниями, они данных рисков не понимают. Не понимают, потому, что  это не их риски. Правильно, это риски их клиентов.  Здесь можно посоветовать только либо договариваться с экспедиторскими компаниями на предмет документального оформления оказанных услуг и, конечно,  выбирать экспедиторов которые идут на встречу клиенту. 

 

3. ОГРАНИЧЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

Во-первых, действующее гражданское законодательство устанавливает ограниченную ответственность экспедитора. Экспедитор (как и перевозчик) несет ответственность за утрату груза только при наличии вины. П.1. Ст. 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее по тексту – Закон) устанавливает, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело…»

Что это означает практически? Это означает, например, что если при аварии автотранспорта экспедитора ваш хрупкий груз будет утрачен, а водитель экспедитора будет признан невиновным в аварии (виновен, например, встречный легковой транспорт), то ответственности за утрату груза для экспедитора не наступит никакой. В этой ситуации, возможности судебного доказательства вины экспедитора существуют лишь в отношении нехрупкого груза и в зависимости от реальной ситуации. Т.е. если экспедитором перевозился небьющийся груз (одежда, к примеру), экспедитор обязан будет обеспечить его сохранность и в случае аварии, т.к. в противном случае, экспедитор не докажет суду, что он предпринял все от него зависящие меры для устранения ущерба.

Международные перевозки дорогостоящих грузов практически неизбежно нуждаются в страховании, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона,  при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Существует еще одна мало известная проблема взаимодействия с экспедитором: если вы попросите экспедитора вернуть вам деньги, оплаченные вами за перевозку утраченного экспедитором груза, в ответ вы услышите скорее всего отказ, т.к. на основании п. 3. Ст. 7 Закона, сумма вознаграждения возвращается клиенту в случае утраты груза только в том случае, если в договоре транспортной экспедиции установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. На моей практике, добровольно данное условие ни один экспедитор в свой типовой договор не включил, поэтому можно рекомендовать лишь в преддоговорном порядке просить экспедитора согласовать это условие. Учитывая, что клиент экспедитора при утрате груза и так терпит убыток, превышающий в большинстве случаев сумму присуждаемой ему судом компенсации ущерба, практическая невозможность для него вернуть средства за перевозку выглядит крайне несправедливо.

Отметим, что даже в переговорном порядке, экспедиторы часто отказывались вносить это условие в свои договоры, т.к. это явно им не выгодно. Лишь единицы экспедиторских компаний, нацеленные на привлечение клиентов соглашались на изменение своих договоров в соответствии с интересами клиента. Интересен тот факт, что некоторые экспедиторские компании заявляли нам, что их типовой договор изменен быть не может, т.к. является «договором присоединения», а на основании ст. 428 ГК РФ, условия договора присоединения определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Довод удобен для экспедитора, но важно знать, что в реальности совсем не всякий договор может являться договором присоединения. Даже договор страхования и кредитный договор судебной практикой не были признаны таковыми, т.к. для этого нужно соблюдение ряда условий (Постановление 14 ААС от 17.11.2008 по делу N А13-7481/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.09.2006 N Ф08-4760/2006 по делу N А32-6024/2006-61/165). Клиент имеет право заявить возражения на договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, т.к. он договором присоединения не является: во-первых, утвержденные формуляры для данного вида договора зачастую отсутствовуют, а во-вторых, исходя из смысла исходя из смысла законодательства об экспедиционной деятельности, условия экспедиторского договора могут изменяться и это прямо предусмотрено законом: п.3. ст. 801 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

4. ПРОБЛЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПЕДИТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Во-вторых, большую настороженность с точки зрения практикующего юриста вызывает оформление экспедиторских документов - расписок экспедитора в получении груза.

   Постановлением Правительства № 554 от 08.09.2006 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционой деятельности» утвержден перечень экспедиторских документов (экспедиторская расписка и поручение экспедитору), обязательных для заполнения. Унифицированные формы, в отличии от форм предлагаемых обычно экспедитором, содержат такие практически важные для грузоотправителя графы (например, «особые условия»). 

   При использовании официальных форм экспедиторских документов, грузоотправитель вправе обозначить стоимость груза и сослаться на номер товарной накладной для идентификации груза, переданного экспедитору. При отсутствии этих данных, доказать фактический размер ущерба в суде будет не возможно.

Судебная практика по делам о перевозке грузов свидетельствует о том, что основными типичными доводами экспедиторов, обосновывающих невозможность возврата средств за утраченный ими груз являются:

 

  • 1. Экспедитор принял для перевозки упакованное грузоместо, без проверки внутреннего содержимого.Доказать содержимое грузоместа, как и действительную его стоимость грузоотправитель не может.
  • 2. Грузоотправитель при передаче груза оценочную стоимость этого груза не указал, поэтому размер действительного ущерба не может быть доказан.
  • 3. Стоимость перевозки утраченного груза грузоотправителю не может быть возвращена т.к. это не предусмотрено договором.

 

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, он несет ответственность перед клиентом в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части. На сегодняшний день, в связи с ненадлежащим оформлением отгрузочных документов о передаче груза экспедитору, в суде крайне сложно доказать реальный ущерб (реальную стоимость груза), поэтому, судебная практика сложилась таким образом, что в случае отправки груза без объявления ценности и ссылок на документы по которым сформирована отгрузка, даже если экспедитор своим письмом подтвердит клиенту размер ущерба, но признает лишь незначительную часть такого ущерба, суд удовлетворит лишь ту часть ваших исковых требований, которая признана Ответчиком, как произошло например, по делу А56-52315/2008 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Клиент обратился в суд с иском взыскании с экспедитора 134 649,6 рублей убытка в связи с утратой грузоместа. Экспедитор факт утраты грузоместа признал, однако в части определения стоимости грузавозражал и признавал стоимость утраченного груза лишь частично, на сумму 1 443,2 рубСуд признал, что требования истца о взыскании с ответчика образовавшихся вследствие ненадлежащей доставки груза убытков являются обоснованными по праву, однако при этом указал, что фактически заявленная к возмещению сумма не доказана по размеру. Исходя из этого суд посчитал, что требования истца подлежат удовлетворению лишь в сумме, признанной самим ответчиком, то есть в размере 1 443,2 руб.

Подобная судебная практика исключительной не является. Подобных ситуаций на практике масса. Однако, их можно избежать если правильно организовать работу с экспедитором и оформление документации.

В обычной практике, экспедиторы не спешат переходить на унифицированные формы документов и часто использует в работе свои старые, разработанные ими самими формы, в которых зачастую отсутствуют как стоимостные так и документарные характеристики товара, более того, даже наименование груза часто указывается с серьезным ошибками, исключающими судебное взыскание:

Пример: Определение ВАС РФ N 1321/08 от 20.02.2008:

Клиент в экспедиторских документах описал груз как "оборудование" и передал к перевозке экспедитору видеокамеру. Груз был утрачен экспедитором и клиент потребовал возмещения его стоимости в суде, из расчета действительной цены видеокамеры (70 тыс. руб.). Однако, выиграл клиент суд лишь в части 1 тыс. руб. (согласно договору ущерб возмещался из расчета 2 у.е. за килограмм веса).

Данная ситуация из судебной практики весьма типична: экспедитор, обычно, принимает груз от грузоотправителя по весу, как грузоместо, с очень расплывчатым указанием на наименование груза, например «игрушки» или «одежда». Это означает, что при утрате груза, даже если будет доказано что это произошло по вине экспедитора, грузоотправитель (или грузополучатель) не сможет доказать передачи перевозчику (экспедитору) конкретного товара и его стоимости, т.е. не сможет доказать дейстивельный ущерб на основе документов. В данной ситуации то что истец докажет сам факт ущерба уже не имеет практического смысла.

Вот весьма информативные выдержки о выводах суда по делу № А56-53823/2010 Арбитражного суда СПб и ЛО:

«Согласно пункту 5 названных Правил оказания экспедиторских услуг, факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя удостоверяет экспедиторская расписка, которая в соответствии со сложившейся у ответчика практикой оформляется в виде приемной накладной экспедитора. Иных экспедиторских документов по поводу указанных перевозок не составлялось, следовательно, именно в этом документе - в приемной накладной должны быть отражены характеристики груза, принятого к перевозке. 
     В приемной накладной, копии которой исследованы судом, отсутствует указание на конкретное наименование груза, равно как и ссылки на какие-либо сопроводительные документы, содержание которых позволяло бы идентифицировать принятый к перевозке груз. В силу положений статьи 5 Закона № 87-ФЗ, ответственность за правильность и точность заполнения накладных несет клиент, при этом экспедитор обязан определить лишь количество мест груза, их вес и объем, что и было сделано в данном случае.    Таким образом, отсутствие конкретной информации о виде груза, переданного для перевозки, свидетельствует о том, что истец не подтвердил в установленном порядке, что им к перевозке ответчику были переданы указанные мониторы. 
     Содержание накладной на приемку груза не позволяет сделать вывод об идентичности всего принятого к перевозке груза и поименованного в товарной накладной. Поручение экспедитору, которое предусмотрено пунктом 8 Правил и которое должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест, клиентом - истцом в виде отдельного документа не составлялось. Однако таким поручением в данном случае может выступать сама приемная накладная. 
     Отправляя груз, поименованный в накладных как «оргтехника» без указания его точного наименования в накладной, только с указанием количества мест, объема и веса, на условиях, при которых проверка внутритарного содержимого ответчиком не производится, грузоотправитель и грузополучатель приняли на себя возможные риски, связанные с утратой, недостачей или повреждением груза, на что указано и в тексте приемной накладной.»


Принимая во внимание, что экспедиторские документы оформляются зачастую самим экспедитором и так, как ему выгодно, важно отслеживать правильность оформления и указывать на стоимость груза и ссылку формирование грузоместа по товарной накладной в ваших письменных поручениях экспедитору, с просьбой отразить оценочную стоимость груза и ссылку на ТН по которой сформировано грузоместо в экспедиторской расписке. Не забывайте, что в силу положений статьи 5 Закона № 87-ФЗ, ответственность за правильность и точность заполнения накладных несет клиент.

Какой вывоз можно сделать в данной ситуации?

Рекомендуется просить экспедитора при приемке груза проставлять в экспедиторской расписке (или накладной) стоимость товара, конкретный вид товара или ссылку на товарную накладную по которой сформировано грузоместо. Те же сведения необходимо указывать при подаче экспедитору заявок (поручений) на выполнение экспедирования, т.к. эти документы и доказательства их отправки экспедитору так же являются частью договора транспортной экспедиции.

В моей практике, большинство экспедиторов, пошли на удовлетворение этой просьбы, хотя с крайней неохотой. Важно знать что вы просите то, что прямо указано в законе как необходимое на основании ст. 5 Закона № 87-ФЗ и правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Причем, в графе «товары, готовые к отправке» рекомендуется давать очень четкое описание:

«товар по ТН № 1 от 00.00.2010, счет-фактура №1 от 00.00.2010», в графе «особые отметки» - «грузоместо формировано по ТН клиента № 1 от 00.00.2010», и, конечно, надо указать стоимость груза по данной ТН. Сами товарные накладные рекомендуется формировать по грузоместам, т.к. иначе сложно доказать состав грузоместа.  Не забывайте, что если экспедиторскую расписку заполняет часто сам экспедитор, то поручение ему клиент может заполнять сам и эту прерогативу лучше не отдавать на усмотрение экспедитора. Внимание стоит уделять и сохранению доказательств отправки поручений экспедитору, поэтому лучше делать это в электронной форме и просить подтверждения заявки. Подтверждать отправку могут и отчеты факса, и почтовые квитанции, экземпляры текста телеграмм с отметкой почты.  

Отгрузки дорогостоящих товаров лучше оформлять с объявленной ценностью и проверкой внутреннего содержимого (это отдельный вид услуги, как правило, дополнительно оплачиваемый), а иногда и с условием о страховании груза.

 В соответствии с требованиями параграфа 20 раздела 2 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом при предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах по установленной форме. Поле проверки описи 1-й экземпляр возвращается грузоотправителю, 2-й экземпляр остается в автотранспортном предприятии или организации, а 3-й вручается грузополучателю при сдаче груза.

Если клиент не хочет дополнительно оплачивать проверку внутреннего содержимого грузоместа вполне допустима видео-фиксация упаковки и передачи груза экспедитору, как и видеофиксация распаковки. Учитывая современный уровень развития видео-технологий, к дорогостоящим отправкам такие меры вполне допустимы и они могут являться доказательствами в суде.

Некоторые экспедиторы, которым мы предложили внести данные о стоимости товара и ссылке на товарную накладную в их экспедиторские расписки отказались изменять свои формы документов, мотивируя это невозможностью изменения своих форм, т.к. у них внедрена автоматизированная программная распечатка документов экспедитора, неизменяемая по каким-то причинам. Насколько их позиция является правомерной, судить вам, как потребителю услуг данных экспедиторов.

5. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.

СОКРАЩЕННЫЕ СРОКИ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ.

В третьих. В отношении перевозок грузок законом установлены сокращенные сроки исковой давности (срок давности по делам о перевозке грузов - 1 год на основании ст. 13 Закона), а срок когда экспедитору должна быть заявлена претензия в связи с перевозкой составляет всего лишь шесть месяцев (п.4. ст.12 Закона).  

      Кроме того, следует учитывать, что на основании ст. 8. Закона, в случае, если во время выдачи груза получатель, не уведомил экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.Доказательства отправки уведомлений необходимо сохранять (отчет факса, электронное сообщение) и просить экспедитора подтверждать их получение.